Алалия — это системное недоразвитие речевой функции или ее полное отсутствие. Основными причинами заболевания считаются органические поражения речевых зон головного мозга, которые произошли в первые 2-3 года жизни или внутриутробно. Клинический диагноз «алалия» ставят невропатолог и психиатр. В логопедии патологию речи, вызванную врожденными или приобретенными дефектами головного мозга, называют общим недоразвитием речи (ОНР).
Для заболевания алалия характерны:
- аграмматизмы;
- искажение звуков;
- позднее появление речи;
- нарушение структуры слогов;
- небольшой словарный запас;
- нарушение фонематических процессов.
Пациенту с алалией необходимо пройти глубокое неврологическое, психологическое и логопедическое обследование. Заболевание встречается у 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьников.
Комплексное лечение недоразвития речевой функции включает в себя:
- прием медикаментов;
- физиотерапевтические процедуры;
- работу с психологом, неврологом и логопедом.
Причины алалии
Заболевание алалия провоцируют различные аномалии предречевого онтогенеза.
В антенатальном (внутриутробном) периоде речевые патологии могут быть вызваны:
- гипоксией;
- недоношенностью;
- torch-синдромом;
- перинатальной патологией;
- асфиксией новорожденных;
- соматическим заболеванием беременной.
Медики отмечают генетическую предрасположенность к развитию алалии. В анамнезе пациентов с общим недоразвитием речи прослеживается цепочка наследственных факторов, провоцирующих дисфункции речевых зон головного мозга.
Существенное влияние на физиологическое развитие речевого аппарата имеют этиопатогенетические факторы:
- рахит;
- менингиты;
- гипотрофии;
- энцефалиты;
- эндокринопатии;
- черепно-мозговые травмы;
- отсутствие грамотного развития ребенка.
При внутриутробных, врожденных или других органических повреждениях головного мозга в первые годы жизни ребенка происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов). Такая патология ведет к инертности нейронов и функциональному истощению клеток головного мозга. При алалии диагностируют множественный билатеральный характер отклонений в развитии речевой функции, в том числе компенсаторные возможности головного мозга.
Классификация алалии
В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.
Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:
- Моторная (экспрессивная).
- Сенсорная (импрессивная).
- Смешанная (сенсомоторная).
Экспрессивная алалия
В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.
Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных). При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию. Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.
Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.
Импрессивная алалия
Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.
Симптомы алалии
Симптоматика моторной алалии
При экспрессивной алалии у ребенка диагностируют психологические и неврологические аномалии. Симптоматика нервных отклонений может проявляться в расстройстве двигательных навыков: плохая моторика, неловкость, отсутствие координации движений. Такие дети сложно справляются с шнурованием обуви, застегиванием пуговиц, самообслуживанием, складыванием пазлов.
Характерные черты психологического развития пациентов с моторной алалией:
- речевой негативизм;
- отсутствие внимания;
- малый лексический запас;
- низкая работоспособность;
- плохое усвоение материала;
- нарушение звукопроизношения;
- отклонения эмоционально-волевой сферы;
- гиперактивность или, наоборот, малоподвижность.
Следует отметить сильно выраженную диссоциацию между экспрессивной и импрессивной речью при диагнозе «моторная алалия». Первые речевые навыки (лепет, гугление, звуки, фразы) появляются с опозданием и характерным редуцированием. Отсутствие динамического развития речевого стереотипа может стать следствием заиканий.
У таких детей отмечается преобладание в словарном запасе существительных в именительном падеже и трудности в образовании грамматических словоформ. Речь при моторном виде заболевания состоит из простых коротких предложений, иногда бессвязных. Ребенок не в состоянии последовательно рассказать о вещах, передать события и объяснить суть явлений. Интеллектуальное развитие при моторной алалии может быть полностью восстановлено после коррекции нарушений речи.
Симптоматика сенсорной алалии
Характерными симптомами сенсорной алалии являются:
- нарушения восприятия;
- отсутствие способности понимать смысл чужой речи.
У пациентов с сенсорной алалией наблюдается гиперакузия: повышенная чувствительность к скрипам, шорохам, хрусту снега, шуму дождя, шуршанию бумаги. Дети обостренно воспринимают такие побочные звуки и могут испытывать при этом дискомфорт в ушах, голове.
Нарушение фонематического слуха при сенсорной форме заболевания мешает пациентам соотносить слышимые слова с предметами или явлениями. На логопедических занятиях у детей с сенсорной алалией появляется логоррея — бессвязное воспроизведение всех знакомых словосочетаний и звуков, речь при этом сопровождается жестами и живой мимикой.
При грубой форме сенсорной алалии у пациента диагностируют полное отсутствие речи и понимания окружающих. Специалисты практикуют обучение «чтения с губ», что значительно упрощает осмысление речи для ребенка. Детям с сенсорной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.
Отдельно сенсорное недоразвитие речевой функции встречается достаточно редко. В большинстве случаев диагностируют сенсомоторную алалию. Такая двойная патология свидетельствует о неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.
Диагностика алалии
Пациентам с диагнозом «алалия» необходимо пройти обследование у следующих специалистов:
- Логопеда — для перинатального анамнеза, выявления особенностей речевого и психомоторного недоразвития, а также составления модели лексико-грамматического строя, коррекции фонематических процессов и импрессивной речи.
- Невролога — чтобы выявить источник невралгических дисфункций и генетических аномалий.
- Психолога — для диагностики слухоречевой памяти, сроков психомоторного развития, артикуляционной моторики.
- Отоларинголога — при составлении схемы терапевтического воздействия необходимо исключить повреждения функции слухового аппарата.
Для дополнительной диагностики и выявления степени патологий головного мозга проводят:
- ЭЭГ;
- отоскопию;
- аудиометрию;
- МРТ головного мозга;
- рентгенографию черепа;
- эхо-энцефалографию.
Лечение пациентов с алалией
Система коррекционного воздействия при сенсорной, моторной и смешанной алалии должна включать комплекс процедур с воздействием на саму патологию и сопутствующие диагнозы. В коррекционных центрах, специализированных ДОУ и логопедических стационарах при лечении пациентов с алалией применяют медико-психолого-педагогическую терапию. Медикаментозное лечение в основном направлено на стимуляцию формирования мозговых структур.
При патологиях речевых центров в коре головного мозга специалисты отмечают высокую эффективность следующих физиотерапевтических процедур:
- ДМВ;
- ИРТ;
- водолечения;
- лазеротерапии;
- электрофореза;
- магнитотерапии;
- электропунктуры;
- транскраниальной электростимуляции.
При лечении алалии важно акцентировать внимание на развитии моторики, мышления, памяти. Заболевание вызвано системными нарушениями, поэтому логопедическое лечение должно строиться на полном охвате звуко-буквенных постановок и сочетаний, визуализации понятий, а также концентрации внимания. В обязательном порядке вместе с логопедическими занятиями должны проводиться логопедический массаж и логоритмика.
Детей с алалией рекомендуется начинать обучать алфавиту, счету и письму как можно раньше. Такие навыки позволяют лучше развить память, научиться составлять слоги в слова и контролировать речь.
При комплексной терапии моторной алалии основная работа должны быть направлена на:
- стимулирование речевой активности;
- развитие связной речи;
- формирование речевого запаса;
- грамматическое оформлениевысказывания.
При диагнозе «сенсорная алалия» акцент логопедической терапии должен быть сосредоточен на формировании навыков отличать речевые и неречевые звуки, дифференцировать слова, пониматьречевые инструкции.
Важно системно прорабатывать:
- правильное фонематическое восприятие;
- акустические навыки;
- ассоциативный ряд.
Группа риска
Чем раньше начата коррекционная работа при алалии, тем быстрее и лучше будет результат восстановления психических функций и всех компонентов речи. Раннее лечение речевой патологии позволяет предупредить торможение умственного развития.
К группе риска относят детей:
- перенесших асфиксию во время родов;
- с черепно-мозговыми травмами;
- перенесших внутриутробные менингиты, энцефалиты, интоксикацию.
Прогноз и профилактика ОНР
Для моторной алалии прогноз восстановления всегда благоприятный. Результат терапии при сенсорном и сенсомоторном заболеваниях неопределенный и зависит от многих факторов: степенипоражения речевого центра головного мозга, побочных патологий, наличия психосоматических расстройств. В школьном возрасте дети с ОНР сталкиваются с нарушением письменной речи: дислексией и дисграфией.
Профилактика алалии включает в себя:
- наблюдение за течением беременности;
- длительное кормление грудью;
- раннюю диагностику врожденных патологий;
- комплексное физическое развитие ребенка.
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.